эссе, Олег Позняков
Введение
Целью данного исследования является представление тем рекламы и PR в сети ИНТЕРНЕТ в общих чертах, исходя из личных знаний автора. В рамках этого эссе рассматриваются лишь внешние проявления рекламных и PR компаний.
Стоит сразу разделить данный вопрос на 2 направления:
- Политическая реклама и PR
- Бизнес реклама и PR
В каких-то пунктах эти направления пересекаются, и походят друг на друга, в каких-то расходятся. Но не стоит забывать, что всегда объектом политической рекламы и PR являются субъекты политической деятельности, а бизнес рекламы и PR - коммерческой.
По сути, здесь рассматривается только бизнес-вариант, но вкратце будут даны так же и пояснения по политическому.
Реклама в ИНТЕРНЕТ
Любому пользователю мировой сети регулярно приходится сталкиваться с рекламой. Или, во всяком случае, с ее явными или неявными проявлениями. Являясь пользователем ИНТЕРНЕТа на протяжении уже более 7 лет, автор может выделить 4 основных вида рекламы в сети:
- Баннерная реклама
- Сайты (Интернет-ресурсы), специально посвященные рекламируемым товарам (услугам)
- Рекламные статьи на тематических сайтах, посвященных схожим с рекламируемым товаром/услугой товарным категориям
- Реклама по рассылке (проще говоря, СПАМ)
Баннерная реклама - самый простой способ рекламирования. Представляет собой обычно небольшой по размерам, яркий, привлекающий внимание объект (ссылка с текстом или графический элемент) - объявление на странице сайта. Несет в себе цель - поймать внимание человека, открывшего страницу, заставить его "кликнуть" по этому баннеру, тем самым, затребовав новую страницу. На которой должно находиться уже само рекламное сообщение. Баннеры имеют несколько стандартных размеров для распространения через баннерообменные сети.
Сайты, посвященные рекламируемым товарам/услугам - в большинстве своем это сайты производителей либо поставщиков товаров/услуг, на которых представлена информация о продукте их деятельности.
Рекламные статьи на тематических сайтах - чаще всего оплаченные рекламные сообщения с разносторонней, но необъективной, а четко определенной точкой зрения на товар. Например: отдельные статьи в рубриках Review различных обзорных сайтов, или в обзорах на новостных сайтах.
Последние 2 варианта рекламы равносильны и для политической рекламы.
Реклама по рассылке ("спам") - массовая рассылка по электронной почте писем, содержащих рекламные послания. Часто сразу удаляются адресатом еще до прочтения из-за четкого негативного отношения к таким письмам, вызванного огромным количеством подобных рекламных писем, получаемых адресатом. Но даже при этом обладающих огромной эффективностью, так как за несколько минут можно разослать более десяти тысяч сообщений.
PR
Public Relations или Связи с Общественностью - это, по мнению Ф. Джефкинса, одного из рекламных "отцов", постоянная деятельность по обеспечению равноправного взаимодействия и взаимопонимания между организацией и ее общественностью. Но на взгляд автора данного эссе PR - это скорее искусство создания и прогнозирования последствий программ действий компаний, созданные отталкиваясь от корпоративных и общественных интересов.
Основной целью PR можно считать установление взаимопонимания с общественностью через информированность участников рынка. То есть PR кампания как бы обучает рынок, преподнося потенциальному клиенту необходимую информацию, стимулирующую его на покупку товара или выбора того или иного политика на выборах.
Особенно важна роль PR сейчас, когда рекламно-информационный поток настолько велик, что рядовой обыватель уже с трудом разбирается в нем, путаясь и все время, находясь на "неразмеченных перекрестках" выбора.
PR в ИНТЕРНЕТ
В силу особенностей доступности информации, ИНТЕРНЕТ создает свои условия для развития PR. Множество информационных ресурсов, несущих свои, независимые точки зрения на события, товары, людей и их поступки позволяют пользователю сети выбрать именно ту информацию (а вернее взгляд на нее), которую он ХОЧЕТ видеть. Что очень важно как для того, кто устраивает PR кампанию, так и для самого пользователя.
К тому же усваиваемости PR материала в вебе способствует интерактивность и мультимедийность самого ИНТЕРНЕТА. То есть психологически очень важно, что пользователя не "пичкают" информацией, а он сам ее запрашивает. Возникает эффект присутствия, который закрепляется путем использования анимационного и звукового оформления PR ресурсов (статей, обзоров, Flash-роликов и проч.).
Обязательно надо учесть то, что в России ИНТЕРНЕТ пока еще "дикая" территория, и у рядового пользователя еще не выработались рефлексы "моментального отрицания" или, проще говоря, автоматического отвержения получаемой информации.
Первая волна развития ИНТЕРНЕТа в России уже прошла - в мегаполисах уже не найдешь человека, который не знал бы, что такое ИНТЕРНЕТ. Теперь стоит вопрос развития культуры сети, и это задача во многом лежит на плечах PR деятелей. От них зависит, будет ли веб оставаться диким или же планомерно войдет в жизнь россиян. Займет в ней свое место.
|