Сложилось убеждение, что чистосердечное признание в том, что главная цель бизнеса - получение прибыли, является вульгарным. А формулирование корпоративной миссии призвано изящно скрывать этот факт. Многие относят миссию в набор имиджевых мероприятий, другие – к инструментам управления персоналом.
В России с разработкой миссии компании приходится особенно трудно, так как само это слово ассоциируется с неким высшим предназначением, духовным путем, подвижничеством – «миссионерством». На это понимание накладываются новоприобретенные аналогии: «Секретная миссия», «Миссия: невыполнима». На самом деле, в западном понимании все гораздо проще.
МИССИЯ (от лат. missio посылка, поручение):
1) делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением;
2) дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах.
Имея понимание того, что дает деятельность компании потребителям, акционерам и персоналу (может быть еще стране, континенту и планете), можно технологично прописать философию компании, повесить ее на видном месте и положить в основу корпоративной культуры.
Например, корпорация Mars разработала пять основополагающих принципов своей деятельности:
«КАЧЕСТВО - "Наш хозяин и директор - это потребитель, наша работа - это качество, а производство продуктов, которые стоят своих денег, - это наша цель".
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - "Будучи личностями, мы требуем полной ответственности от самих себя. Будучи партнерами и сотрудниками, мы поддерживаем ответственность других".
ВЗАИМОВЫГОДНОСТЬ - "Взаимная выгода - это двойная выгода, а такая выгода приобретает постоянство".
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - "Мы полностью используем свои ресурсы, не делаем лишних трат и занимаемся только тем, что мы умеем делать лучше других".
СВОБОДА - "Нам нужна свобода для того, чтобы строить наше будущее, нам нужна прибыль для того, чтобы сохранить свою свободу"»
Что же касается получения прибыли, то, как известно, деньги – не проблема для богатых, но проблема для бедных.
Кроме вопроса «Зачем существует организация, в которой я работаю?» всех сотрудников обычно волнует вопрос «Зачем я работаю?». Как правило, ответа «Для того, чтобы деньги получать» бывает недостаточно. Смысл собственной жизни, в целом, и деятельности на рабочем месте, в частности, человек ищет всю жизнь.
«Иметь или быть»
Миновало больше двух веков с тех пор как протестантская этика и капитализм сформировали друг друга. Даже со времени постановки знаменитого вопроса «Иметь или быть?» прошло полвека.
В рыночной «религии» за это время были освящены труд, собственность, прибыль и власть. Заодно, рынок поспособствовал развитию индивидуализма и свободы.
Не совсем хорошо только то, что многие стали ощущать себя как товар на "рынке личностей". Успех зависит главным образом от того, насколько выгодно удается людям преподнести себя как "личность", насколько они "жизнерадостны", "здоровы", "агрессивны", "надежны", "честолюбивы", более того, он зависит от их происхождения и от знакомства с "нужными" людьми.
Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при любых складывающихся условиях. Личности с совершенным рыночным характером не имеют даже своего собственного "я", ибо их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "Я такой, какой я вам нужен".
У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, но если спросить их, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа "в целях постоянного расширения компании". Они не интересуются (по крайней мере, сознательно) такими вопросами, как "Для чего живет человек?". Они не задаются никакими вопросами, кроме одного - насколько хорошо они функционируют, - а судить об этом позволяет степень их продвижения по карьерной лестнице.
Они не испытывают глубокой привязанности к другим, но не потому, что они так эгоистичны, а потому, что их отношение к себе непрочно. Они любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Отсутствие привязанностей делает их безразличными и к вещам. Пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, - это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые. В конечном счете, и сами они просто потребляются, как друзья или любовники, поскольку и к ним не существует никаких глубоких привязанностей.
Нарисованный гротеск «рыночного человека» в чистом виде, конечно, почти не встречается. Существуют различные типы отношения к труду:
1. Западное, т.н. "протестантская этика". Грубо упрощенный ее вариант таков: человек попал на место часовщика, старшего бухгалтера, парикмахера или начальника главка, и добродетель его в том, чтобы добросовестно трудиться на этом месте, не думать о смыслоносности, получать за свой честный труд деньги, а уж потом где-то в стороне на них осмысленно "оттягиваться".
2. Восточное, традиционное, когда для человека с детства предопределено, что он будет, скажем, лепить горшки. Он не думает, почему он так решил, не пытается сопоставить эту профессию с прочими и не рефлектирует на тему перспектив служебного роста. Просто он родился в деревне горшечников, и все!
3. Русское. Хорошо выражается фразой "Русские вообще никогда не работают". Покуда смысл работы им непонятен, это для них - не работа, а каторга, "вкалывание" из-под палки. Но как только смысл деятельности проясняется - она немедленно становится подвигом во имя смысла, делом чести, дерзанием - чем угодно, кроме нормальной профессиональной работы.
Как только количество людей в компании, работающей в России, осознающих, ради чего они работают, превышает хотя бы половину, зачастую волшебным образом появляется миссия самой организации и становятся возможными согласованные действия, в том числе и во имя экономической целесообразности.
С уважением,
Светлана Белова
Для получения дополнительной информации о размещении рекламы обращайтесь:
sales@inter-solar.ru
или по телефонам: +7 (095) 247-8801, 946-1834, 518-7925
|