Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Структура
История
Клиенты
Контакты

Главная страница  >  Статьи

О КОМАНДАХ И КОМАНДИРАХ…

Группы или команды
Лидеры или руководители
Командовать или управлять

Группы или команды

С самого рождения мы вынуждены общаться с себе подобными. Кому-то это нравится в большей степени, кому-то в меньшей. Чаще всего нам не приходится выбирать ни родителей, ни одноклассников, ни коллег. Тем ценнее случаи, когда появляется право выбора друзей или подчиненных. Иногда компания людей, в которой мы проводим время, состоит всего из 2-х человек, включая себя любимого, некоторым приходится работать в зале, заполненном доброй сотней коллег. Во многих группах все общение сводится к «здравствуйте – до свидания», в избранных - доходит до интимных исповедей.
Несколько человек, которые связаны чувствами товарищества, симпатии, общим отношениям к ценностям, сходными чертами поведения - это первичная группа, например «тусовка» сверстников. Но группа по-настоящему не существует до тех пор, пока ее участники не начнут чем-то совместно заниматься. Как только это происходит, немедленно выделяются лидеры. Сами по себе возникают ритуалы и правила, следование которым отличает членов группы («группировки» ) от нечленов. Упорядочиваются отношения между людьми и группа становится достаточно устойчивой для того, чтобы продолжать свое существование и понемногу развиваться.
На работе, в отличие от частной жизни, мы чаще сталкиваемся с «коллективом» – группой людей, формально объединенных общими целями. В коллективе формируются особые процедуры возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности.
Под вожделенной для многих руководителей «командой» обычно понимается высшая форма развития коллектива. Предполагается, что в команде люди искренне стремятся к достижению общей цели, постоянно взаимодействуют и сами координируют свои усилия на благо работодателя:
- Команда намеренно создается для решения определённых задач и ее члены ориентированы для достижения конкретных целей.
- Команда независима от формальной структуры организации и в ней отсутствует внутренняя формальная структура.
- Все участники мотивированы для присоединения к команде, у них есть общее ощущение принадлежности к команде, они воспринимают команду как союз для взаимодействия.
- Все действия членов команды согласованны, они плодотворно работают, достигая соглашений и выявляя разногласия.
Описывать группы и команды имеет смысл только в отношении к короткому отрезку времени. Это образования живые, растущие и умирающие по своим законам. Они постоянно меняются и зачастую не в ту сторону, то слишком быстро, то слишком медленно.
В процессе формирования и изменения за каждым участником группы или команды закрепляется своя роль. Существует несколько классификаций командных ролей, насчитывающих от 7 до 12 штук «амплуа». Самая известная из них - «по Белбину». Остальные отличаются по смыслу не намного.
Отдельные личности с исполняемыми ими ролями, безусловно, важны, но главным фактором работоспособности команды является система взаимодействий, сложившаяся в ней. Морально-психологический климат, в основном, зависит от совместимости членов команды между собой. Можно попытаться разделить взаимодействие людей на три формы:
1. Профессиональная сфера - участники могут эффективно взаимодействовать между собой по сугубо профессиональным и должностным вопросам, но их «взгляды на жизнь» могут быть диаметрально противоположными, а в личностной сфере они могут испытывать неприязнь друг к другу.
2. Ценностно-мировоззренческая сфера - участники могут разделять «взгляды на жизнь», но могут иметь плохие рабочие отношения, связанные с завистью, соперничеством за должность и пр. В таком случае их личностные отношения тоже не могут быть хорошими. Представления людей о жизни, о добре и зле, справедливости или несправедливости, жизненных ценностях редко осознаются и тем более формулируются, но они могут играть огромную роль в формировании межличностных отношений.
3. Сфера межличностных отношений - все члены коллектива связаны друг с другом неформальными взаимоотношениями: кто-то с кем-то дружит, а кто-то кого-то терпеть не может, кто-то кого-то уважает, а другого презирает, а к кому-то третьему вообще равнодушен. Люди могут даже дружить, но иметь плохие профессиональные отношения. Это может быть вызвано разным уровнем знаний и умений.
Не стоит забывать, зачем собственно создаются команды в организациях – отнюдь не для того, чтобы весело проводить рабочее время.
Группа с низкой сплочённостью значительно безопасней в руках менеджмента, а сильно сплочённая группировка вообще подобна бомбе с часовым механизмом.
Практика показывает, что слитная, спаянная группа может иметь как максимально возможную, так и самую низкую производительность. Ключевым фактором, влияющим на работоспособность группы, является лидерство.
Если руководитель хочет добиться ощутимых результатов, то ему необходимо не только создать команду, но и обеспечить её соответствующим лидером.

Лидеры или руководители

По интуитивному ощущению, лидер – это человек, который умеет вести за собой людей и отвечать за людей. За лидером группой признается право представлять ее интересы и распределять функции между членами группы. Лидер выдвигается стихийно, может сам устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влияния ограничивается конкретной группой.
Главный признак лидера - он знает и чувствует свой коллектив. Для этого нужны некоторые врождённые личностные качества и жизненный опыт.
Поскольку лидер полностью идентифицирует себя с коллективом, ему гораздо проще и естественней даётся мотивация. Он способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд.
Члены коллектива обычно знают функции лидера и не путают, с каким вопросом и к кому нужно обращаться в ситуациях, когда требуется внимание к чувствам человека и хочется «поплакать в жилетку».
Менеджер – это специалист по управлению, то есть человек, профессионально владеющий техникой управления. Он умеет решать проблемы и отвечает за результаты деятельности, прежде всего финансовые.
Главный критерий эффективной работы менеджера – это:
- Экономические показатели.
- Бесперебойное выполнение подразделением главных функций.
- Повышение производительности.
Слово "руководитель" происходит от слова "рука", это означает «держать в руках»; контролировать, поддерживать устойчивость предписываемых функций.
Считается, что главная способность руководителя — получать результаты через других. Идеальный руководитель – это тот, кто сумел совместить в себе менеджера и лидера.
Успешный руководитель должен обладать многими качествами и навыками, набор которых индивидуален для каждой конкретной организации.
Каждый руководитель имеет свой основной, преобладающий в его действиях стиль управления. Можно найти множество тестов, позволяющих определить свой стиль по различным классификациях, например:
- «Ваш стиль руководства»
- «Подводная лодка»
- «Авторитетный комплекс»
Изменить свой стиль управления довольно сложно, однако руководитель должен стараться владеть своим стилем управления как инструментом.

Для получения дополнительной информации о размещении рекламы обращайтесь:
sales@inter-solar.ru
или по телефонам: +7 (095) 247-8801, 946-1834, 518-7925

Rambler's Top100