Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная Рекламное агентство InterSolar - Главная  
Структура
История
Клиенты
Контакты

Главная страница  >  Статьи

О ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ…

Уж замуж невтерпеж
Девичья краса – длинная коса
Приданое

Уж замуж невтерпеж

Рано или поздно перед всеми предприятиями встает вопрос: «А не поискать ли нам инвестиций на стороне?». Вдруг удастся заполучить в свои сети доброго, щедрого, идеологически близкого и вообще симпатичного инвестора… Робкие голоса протестуют, оправдываясь стремлением сохранить полную независимость и собственную гордость , большинство смакует предстоящие выгоды:
1. «Один капитал – хорошо, а два лучше».
Увеличение собственного капитала полезно и в области производства:
- для сохранения имеющейся доли рынка;
- для обеспечения развития деятельности компании;
- для разработки и реализации новых проектов.
и в области финансирования:
- для замены способа финансирования текущей деятельности (кредитование заменяется собственными средствами);
- при наличии высокого удельного веса собственного капитала в балансе предприятию легче привлекать ресурсы в виде кредитов от банков, ссуд от других партнеров и т.п.
2. «На что спрос, на то и цена».
Хочется не отстать от других и поддержать цену (или колебания цен J) своих собственных акций на том уровне, который нужен нам же самим:
- для получения прибыли за счет торговли собственными акциями, такая возможность реально существует у крупных эмитентов;
- для сохранения существующих инвесторов и их дальнейшей «раскрутки»;
- для расширения круга потенциальных инвесторов, в том числе мелких вкладчиков;
- для обеспечения возможности менеджменту или «своим» инвесторам выкупить бумаги по минимальной цене.
3. «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву».
Часто бывает нужен стратегический инвестор, который смог бы наладить менеджмент на предприятии и восстановить его положение на рынке.
4. «Варфоломеевская ночь».
Иногда целью привлечения инвестиций бывает перераспределение власти в компании, достигающееся путем дополнительной эмиссии, основная часть которой приобретается инвестором, нацеленным на захват власти.
5. «Из огня да в полымя».
Бывает и наоборот. В период нестабильности и борьбы за власть, своевременное привлечение инвестиций может стать шансом сохранить и укрепить контроль над предприятием.
И вообще, не зря же говорят: «Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость».

Девичья краса – длинная коса

Итак, решившись по тем или иным причинам на поиск инвестиций, руководство предприятия выходит на рынок капитала и обнаруживает, что, количество инвесторов на нем явно меньше числа коллег-соискателей. К тому же большинство взаимодействий инвесторов и эмитентов осуществляется путем прямого приобретения пакета акций предприятия (к тому же – не просто пакета, а контрольного). Венчурное финансирование и проектное инвестирование, увы, встречаются гораздо реже.
Потребители инвестиций отчаянно конкурируют между собой за самые привлекательные источники финансирования («сердце не скатерть, перед всяким не расстелишь»). Заметим, что существует и конкуренция инвесторов, вызванная их желанием финансировать компании с наименьшим риском и наибольшей прибылью для себя, в результате чего все «женихи» толкутся вокруг пары-тройки «невест», игнорируя остальных. Невольно возникает вопрос: «А наше предприятие чем хуже?»
В развитой экономике естественным показателем инвестиционной привлекательности компании служит курсовая стоимость ее акций. В российской экономике курсовая стоимость зависит от чего угодно - от ожиданий брокеров, от динамики заокеанского Доу-Джонса, от операций, проводимых компаниями, политически близкими с эмитентами и т.п., но далеко не всегда от финансовых и производственных успехов самих производителей.
В последние годы устоялась практика оценки инвестиционной привлекательности российских компаний по следующим параметрам:
1. Потенциал развития.
2. Финансовое состояние.
3. Производственная база и человеческие ресурсы.
4. Управляемость.
5. Нематериальные активы.
6. Политическая и макроэкономическая среда.
Помимо факторов, относящихся непосредственно к деятельности предприятия, инвесторами оценивается также и инвестиционная привлекательность собственно ценных бумаг.
Напрашивается вывод, что перед смотринами необходимо тщательно навести красоту и грамотно подобрать приданое. Александр Македонский (по версии Павла Таранова) говорил: «Как стать самым любимым? - Быть самым могущественным и при этом нестрашным».

Приданое

1. Потенциал развития.
Важнейшим параметром для принятия решения об инвестировании средств в то или иное предприятие является наличие четко сформулированной и детализированной стратегии развития. Особенно значимым этот фактор является для предприятий с продолжительным циклом производства продукции и низкой оборачиваемостью средств. При разработке стратегических планов опасно впасть в крайности: рассматривать будущее с «беспросветным оптимизмом» или же позволить воображению восторжествовать над разумом.
Сохранить объективность могут помочь следующие мероприятия:
- Оценка конкурентоспособности предприятия и маркетинговый ситуационный анализ.
- Разработка и продвижение миссии.
- Разработка корпоративной стратегии.
- Разработка маркетинговой стратегии.
- Разработка функциональных стратегий.
- Построение оптимальной бизнес-модели.
- Разработка программы диверсификации и становления нового бизнеса.
2. Финансовое состояние.
Финансовому положению предприятия инвесторы уделяет, пожалуй, самое большое внимание, хотя зачастую полученные результаты могут иметь разное значение в зависимости от объема и срока инвестиций. Богатые невесты часто оказываются капризны в семейной жизни и, как правило, у них бывает орава бедных родственников.
Обычно проводится стандартная оценка финансового состояния и анализ коэффициентов:
- ликвидности;
- финансовой устойчивости и кредитоспособности;
- рентабельности и оборачиваемости;
- напряженности обязательств предприятия.
Однако даже отличная оценка финансового состояния служит лишь основанием для последующего изучения всех остальных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность.
Часто встречающиеся меры для улучшения финансового положения и формы его представления инвестору:
- Разработка программы контроля поступлений и расходов денежных средств (оперативное «вытягивание» баланса).
- Разработка программы реструктуризации задолженности.
- Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета.
- Внедрение бюджетного управления и управленческого учета.
3. Производственная база и человеческие ресурсы.
Состояние производственного потенциала предприятия оказывает прямое влияние на его инвестиционную кредитоспособность, что, тем не менее, редко учитывается инвесторами.
Можно довольно легко получить количественную оценку величины капитала в денежной форме для любого предприятия. Но есть и другая часть, которую выразить в денежной форме достоверно невозможно. В эту часть производственного потенциала входят: кадровая составляющая, уровень организации труда и уровень организации производства. Данная часть не поддается строгой количественной оценке, однако без нее производственный потенциал предприятия практически не существует, поскольку основные фонды и нематериальные активы сами по себе работать не могут.
Для оптимизации производственной базы и повышения отдачи от человеческих ресурсов можно предложить:
- Оптимизацию логистических процессов в организации.
- Реинжиниринг или совершенствование бизнес - процессов в организации http://www.ftk.ru/consulting/mailing/13.htm .
- Разработку эффективной системы мотивации персонала и компенсации (оплаты труда).
- Постановку системы развития персонала.
4. Управляемость.
При анализе системы управления инвесторы, как правило, тщательно изучают макроуровень управления предприятием - от наличия стратегического менеджмента до качества разработки документации.
В последнее время особое значение приобрело соответствие управления предприятием международным стандартам. В качестве эталона принимается система управления качеством ISO 9000. Это связано с тем, что в версии 2000 года система управления качеством рассматривается как эквивалент общей управляемости предприятия и акценты сертификации были существенно смещены от проверок качества полуфабрикатов и готовой продукции к качеству постановки процессов управления предприятием.
Кроме того, важным аспектом для инвестора является репутация текущих владельцев в обществе и на рынке. Характер владения, то есть, кому принадлежит контрольный пакет акций и крупные пакеты, имеет существенное значение не только для текущей деятельности предприятия, но и для его успешного развития.
Для совершенствования системы управления предприятием бывает полезно:
- Оценить эффективность и провести реорганизацию функциональных подразделений компании.
- Оптимизировать линейно - функциональной систему управления.
- Внедрить проектное управление.
- Выбрать и внедрить комплексную интегрированную систему управления ресурсами предприятия.
- Внедрить систему управления качеством ISO 9000:2000.
5. Повышение роли нематериальных активов.
После констатации факта перехода к постиндустриальному обществу, к традиционным способам оценки предприятий стали активно добавляться различные методики оценки нематериальных активов. Потенциальные инвесторы, прежде всего, обращают внимание на наличие и известность торговой марки и брендов, уделяют большое внимание общему имиджу предприятия, приветствуют наличие интеллектуальной собственности и креативных инновационных групп. Озорная присказка «что в имени тебе моем, ты оцени груди объем» более не действует.
Однако, имя, торговая марка и корпоративная культура относятся к наиболее трудно и долго приобретаемым активам предприятия. В рамках прединвестиционной подготовки можно попробовать:
- Разработать PR программу по продвижению имиджа предприятия, его торговых марок и брендов.
- Разработать программу по развитию корпоративной культуры.
6. Политическая и макроэкономическая среда.
Снижение рисков, влияющих на оценку инвесторами предприятия, не всегда осуществимо – это относится к страновым, региональным и отраслевым, некоторым юридическим и инфраструктурным рискам. Для любых предприятий в России одним из залогов их успешной работы является налаживание хороших взаимоотношений с местными, региональными и для крупных предприятий – с федеральными властями.
В российских условиях фактор местонахождения предприятия может оказать решающее значение в его инвестиционной привлекательности. Высокие риски, связанные с географическим положением, могут быть скомпенсированы только четкой программой по использованию предприятием преимуществ того же географического положения.
Общеизвестно и то, что конкурентоспособность продукции на рынке в немалой степени зависит от репутации соответствующей отрасли страны на мировом рынке. Предприятию отрасли, успешно работающей на рынке, преимущество обеспечивается уже тем, что само предприятие ассоциируется со всеми предприятиями страны, входящими в данную отрасль. Нечто похожее происходит и с предприятиями страны, входящими в отрасль, чья продукция, мягко говоря, не пользуется высокой репутацией. Такому предприятию приходится принимать комплекс неординарных мер для преодоления влияния негативного имиджа коллег.
7. Инвестиционная привлекательность собственно ценных бумаг.
Интересы предприятия предполагают оказание влияния на инвестиционные качества собственных акций:
- Оптимизацию дивидендной политики.
- Оказание воздействия на рыночные параметры акций.
- Улучшение инвестиционных качеств акций посредством максимизации объема прав, предоставляемых акционеру.
- Раскрытие информации о состоянии, деятельности и планах эмитента.

С уважением,

Светлана Белова

Rambler's Top100